Бюджет на ближайшие годы:прогнозы и факты.

Ноябрь 12, 2016

28 октября 2016 года на утверждение правительства был внесен бюджет на 2017-19 гг. В этой строчке новостной есть два необычных факта: переход с однолетнего обратно к трехлетнему бюджету и достаточно резкие изменения приоритетов по сравнению как с «разовым» бюджетом 2016,так и предыдущим бюджетом 2012-2015.

Если сравнить данные прежних лет и текущий прогнозный бюджет, мы увидим интересную динамику по основным показателям:
1. Ключевой для нашей экономики дефицит бюджета:
В 2013 году дефицит составил 0.5%,в 2016 3-4%, в 2017-19 хотят выйти на 1%

2. Рост ВВП всегда был важным политическим фактором, но из-за сложности его прогнозирования в проектах бюджета обычно был функцией от других показателей. В новом бюджете традиция сохраняется. В итоге, исходя из имеющихся целей по другим показателям, мы будем в ближайшие годы иметь его около 0:
Рост ВВП: 2015 минус 4%, 2016 минус 0,8%, в 2017-2019 рост от 0 до 1,2%

3. Инфляция- это конёк Эльвиры Набиуллиной. В данном бюджете он один из основных целей, от которой строится все остальное -её загоняют в 4%. Цифра вызывает конечно сомнение в своей достижимости, но уйти ниже 5% вполне будет реально при наличии желания:
Инфляция: 12,2% было в 2015, 2016: 5,8% 2017-2019: 4%

Что касается дефицита бюджета (ключевой показатель), то в текущих экономических условиях и в расходной и в доходной части появилось много интересных вопросов.

Доходы бюджета:

Они зависят от 4 факторов: налогов (т.е. цены нефти), печатного станка (т.е. инфляции), продажи ненужного (т.е. приватизации) и выжимания доходов из нужного (то есть из госкомпаний, госбанков и в целом непродаваемого государственного имущества).

Стоимость барреля нефти закладывается 40$ (это объективно-консервативная цифра, хотя конечно есть сценарии и по 25 и по 70, но они мало реальны). Конечно может по факту будет 45-50- пока цена колеблется как раз на этих величинах- тогда у Минфина появится лаг возможностей. То есть тут сидит определённый запас прочности, пусть и небольшой.

Печатного станка включено не будет- это четкая позиция ЦБ, так что тут можно расслабиться.
Что касается доходов от государственного имущества- то тут будет долгая и тяжёлая борьба. Есть решение правительства, что теперь госкорпорации должны 50% доходов отдавать в бюджет (в виде дивидендов, причём большую цифру от любых методов учёта: по РСБУ или МФСО). По субъективным ощущениям — государство что то оторвет, но наши «монстры» (Газпром, Роснефть, Сбербанк, Росатом, Россети, РЖД и т.д. ) смогут отбить значительную часть своих потерь. Так что ручеек дополнительных доходов будет тонким.
Самым интересным остаётся вопрос приватизации. После квазиприватизации Башнефти (её фактически просто влили в Роснефть) ключевым будет вопрос приватизации Роснефти. Либо её долю курят индусы/китайцы, либо кто то из отечественных госбанков ( и это будет таким изящным способом изъять таки не полученные ранее дивиденды), либо обратный выкуп (что фактически просто способ временно подержать актив до принятия окончательного решения), либо опять квазиприватизация (через кредиты госбанкам на менеджмент или аффилированные с ним структуры). Последний вариант не даст ничего, второй вариант даст денег, но, по сути, не даст стимула Роснефти. Первый вариант наиболее хорош, но учитывая любовь наших восточных и южных друзей торговаться, может превратиться в долгую сагу, что России не нужно. Так что велика вероятность продажи по небольшим пакетам индусам/китайцам и менеджменту (без кредитов госбанков). Комбинация первого и последнего подхода.
Расходы бюджета.

Это главное что волнует обывателя (после инфляции конечно).
Структура бюджета 2017-2019 осталась примерно без изменений, за исключением расходов на оборону: 31% социалка, 30% оборона+безопасность (раньше было до 35%), 14% различные проекты (то что называется «национальная экономика»), 7% госрасходы, 6% образование+медицина.

Главный вопрос в нынешних условиях по расходной части бюджета: за счёт чего его урезать.
В теории могут быть следующие сценарии сокращений: ВПК, инфраструктурных проектов, социальных расходов. Альтернативный вариант не трогая расходы, поднимать доходы: либо инфляция вверх (курс), либо нефть в 60. Инфляцию не даст разгонять ЦБ , нефть по 60 не реальна (тогда опять начнёт расти добыча и предложение сланцевой нефти).
И тут концепция Минфина видна чётко:
Основная статья экономии Минфина это оборона+безопасность (их доля в расходах упадёт на несколько процентов) а так же часть государственных расходов (гос.телевидение).

Бюджетные расходы 16.1 трлн. 2017, 16.4 трлн 2016 г. Ещё одна интересная подробность: расходы Минфин хочет уменьшать каждый год.

Что касается прогноза курса, то здесь Минфин умеренно-консервативен: плавный рост 67-71 руб..

Дефицит бюджета:
В общем случае дефицит покрывается из резервного фонда и ФНБ. Но резервный фонд исчерпается уже во втором полугодии 2017 года, а на ФНБ так много видов у разных получателей, что он в лучшем случае продержится 2018 год.

Из источников покрытия дефицита остаются заимствования.
Кредитные заимствования за рубежом фактически не рассматриваются в проект бюджета (планы на 3 млрд $ еврооблигаций можно не учитывать) , и в целом бюджет исходит из того что санкции сохранятся. Сохранение санкций, по сути, закрывает привлечение средств из-за рубежа (у Китая в лучшем случае получится брать связанные кредиты).

Потенциально есть тема внутреннего заимствования. Минфин судя по всему делает ставку именно на неё.

Риски в бюджете:

При неоднозначной избирательной президентской компании 2018 (повторения Болотной или любых других внеплановых эксцессах) региональные лоббисты могут выбить усиление социальных расходов для своих регионов, а при росте цены нефти свыше заложенной в бюджете — госмонополисты долю оставляемой у себя прибыли (сверх разрешенных 50%).

В итоге:

Бюджет выйдет на 0 к 2020 году, при этом будет иметь запас прочности (из-за консервативного прогноза на нефть). Социалку трогать впрямую не будут (в связи с предстоящими выборами), пострадает ВПК (но только отчасти- с 2009 года расходы на него так значительно выросли что текущая по сути стабилизация расходов на нем сильно не скажется), и понемногу все остальные статьи. кроме того будут займы на внутреннем рынке (либо у госбанков либо у населения).

Если говорить про население, то новый бюджет обещает очень незначительный рост цен (4% инфляции в практике нашей страны это рекорд), сохранение (по крайней мере, до выборов 2018) социальных обязательств, некоторое ужимание медицины и образования в их планах на будущее.

В целом пока из проекта видно что пострадавшим будет ВПК, бенефициаром отчасти ЦБ с таргетом инфляции, отчасти наименее обеспеченная часть населения (сохранение социальных расходов). При этом общая цель бюджета — выйти на бездефицитный бюджет 2020.

 

Автор: Снежко Сергей, head of risk management машиностроительного холдинга