Влияние экономики на мессенджеры: кому выгодно запретить Telegram

Июль 3, 2017

Конец июня прошёл под знаком обсуждения везде и всеми возможного запрета мессенджера Telegram Павла Дурова. Все как-то сразу сосредоточились на обсуждении вопросов приватности,  спецслужб,  технологий обхода ограничений и т.д. Но у этой темы есть и другая сторона — экономическая. Любые решения всегда ведут к переделу рынка. Что такое рынок электронного общения вчера в России,  сегодня и в будущем?

  1. Вчера.

Что такое электронное общение семь  лет назад? Основа рынка — операторы сотовой связи (смс,  звонки),  при этом операторы voip-телефонии (будущие мессенджеры) — им фактически не мешают, единственный полноценный конкурент скайп, — мало известен, отбирает он у операторов только роуминг за рубежом и в очень в небольшой части.  Социальные сети —  на подъеме,  но при этом ниша социальных сетей узкая: в основном это группы по интересам, причём сидят в них люди недолго — это не место жизни,  это разовая переписка.  Почти все доходы  рынка получают операторы связи.  Все остальные проекты (соц. сети, мессенджеры), по сути, венчурные проекты.  Кроме того на рынке присутствуют ещё прежние его лидеры — операторы пейджинговой связи,  которая почти уже отмерла, но ещё существует,  уйдя в нишевые решения, и полностью стагнирующая фиксированная связь.

  1. Сейчас.

Сотовые операторы на обочине процесса. Их доля в денежных оборотах рынка сокращается,  часть услуг (смс) фактически умирает, часть (звонки)  стагнирует,  только интернет-трафик приносит растущий доход. Социальные сети на пике успеха,  но их доля уже не растёт. Люди и так тратят в них максимум времени,  цель социальных сетей сейчас — монетизация интереса к ним и сохранение аудитории.  Мессенджеры же — это компании с немалой капитализацией и  огромной аудиторией, активно «откусывающие» рынок сотовых операторов и социальных сетей,  при этом за счёт ботов они давно уже вышли за рамки средства двустороннего общения. Сегмент мессенджеров в РФ это по сути 3 основных игрока сейчас: Telegram,  Viber, Whatsapp. Все остальные (icq,  Skype и т.д) превратились в нишевые решения.

  1. Будущее.

Естественно всех интересует, каким этот рынок будет завтра?

От этого зависит очень многое.

Уже сейчас понятно, что рынок пойдёт по пути создания экосистем. То есть на месте всех игроков, вне зависимости какие способы общения они предлагают,  должны появиться экосистемы — сумма сервисов позволяющих людям в их рамках получать максимальное количество услуг любого рода и вида. То есть если раньше у каждой группы игроков была своя ниша,  то теперь это заканчивается, и конкуренция становится общей, включая как текущих участников,  так и тех, кто будет вынужден залезть на этот рынок ( банки,  страховые компании и т. д.)

И те из игроков, кто уже имеет существенную долю аудитории и разнообразные сервисы (кроме своего базового), имеют фору при старте.

Отсюда становятся понятны все последние события этого рынка:

и законопроект сотовых сетей об ограничениях для мессенджеров (регистрация по паспорту);

и переписка  Роскомнадзора с владельцем Telegram-это, по сути, условно бесплатная рекламная акция,  позволившая поднять Дурову аудиторию;

и агрессивная попытка банков зайти в эту сферу: акция Тинькова с вознаграждением тем, кто удалит у себя  Telegram и перейдёт к нему; начало создания Сбербанком, Тиньковым и др. банками своих экосистем.

Причина, почему в этой борьбе часто мелькает Telegram: он, во-первых, активно ворвался на этот рынок несколько лет назад и имеет его существенный кусок;  во-вторых, он, в отличие от других игроков, не афиллирован кому-нибудь за пределами рынка.  Отсюда, с одной стороны, слабость его позиции, требующая от него нестандартных ходов по завоеванию аудитории.

В ближайшем будущем мы увидим продолжение представления.

Сотовые операторы (как те,  территория которых сейчас под ударом)  будут и далее пытаться форматировать и ограничить конкурентов (вероятно в дальнейшем и соц. сети).  Мессенджеры будут растить собственные экосистемы: этим кроме Telegram активно занимается Viber,и отбиваться от атак сотовых операторов.  Банки будут агрессивно залезать в рынок за счёт, в первую очередь, доли соц.сетей, соц.сети будут внедрять ботов и, вероятно, различные платёжные сервисы,  чтобы не пускать банки в свою нишу.

Что касается роли Роскомнадзора во всех этих играх, то позицию государства мы пока не услышали, и думаю,  услышим ещё не скоро.

Автор: Снежко Сергей, head of risk management машиностроительного холдинга